Золотые ворота

16

Золотые ворота играли большую роль в истории города. Они упоминаются в летописях, в колядках и песнях, о них сложены легенды, например «Михайлик и Золотые ворота». В народном фольклоре ворота осмысливались как небесные врата, ибо солнце каждое утро всходило через них, поднимаясь вверх, вступало «в небесный град», что означало для города спасение от тьмы и смерти. Вот почему вождь Освободительной войны 1648-1654 годов Богдан Хмельницкий въехал в Киев через Золотые ворота и как триумфатор и как спаситель народа. Недаром все, кто стремился захватить Киев, хотели «постучать мечом» в Золотые ворота.

Анализ планово-пространственной структуры Золотых ворот показывает, что их архитектура и конструктивные особенности обусловлены прежде всего идейными соображениями. Размеры их первого яруса должны были быть такими, чтобы на нем могла стоять церковь, значение которой прекрасно раскрыто в «Слове о законе и благодати» друга и советника Ярослава Мудрого, будущего митрополита Киевской Руси Иллариона.

Можно предположить, что «Слово» было произнесено на торжествах по случаю завершения строительных работ по возведению городских укреплений и Софийского собора. Обращаясь к памяти покойного Владимира, Илларион говорит о делах и свершениях его наследника, Ярослава Мудрого, который «славный град твой Киев величеством, яко венцем, обложил, предал люди твоя и град тзой святый, всеславный, скорий на помощь Христианом, святий богородици, ей же и церковь на великых вратах создав во имя первого господского праздника святого благовещения. Да ежа целование архангел даст Девици, буде и граду сему» (Киеву. — Г. Л.) Тем самым эти слова как бы переадресовывались городу.

Золотые ворота не просто оборонное здание. Ширина их проезда (7,65 м) равна ширине главного нефа Софийского собора, или одной четверти стофутового сакраментального размера — размера длинной стороны целлы Парфенона или диаметра купола Софии Константинопольской. Высота свода проезда ворот также соотнесена с размерами высоты главного нефа Софийского собора в Киеве. Следовательно, можно предположить, что в градостроительном замысле Золотые ворота составляли единую идейнообразную композицию с архитектурой собора и патрональных монастырей Георгия и Ирины.

Ворота как военное сооружение в прошлом также играли большую роль и не раз упоминаются в летописях. Еще в XI веке они были укреплены внутри дополнительными под-пружными арками, опирающимися на пилястры, остатки которых видны и сейчас. Золотые ворота представляли собой башню, прямоугольную в плане, длинной стороной ориентированную по оси проезда; на ее втором ярусе была расположена надвратная церковь. (Такой тип надвратной церкви был очень распространен в X-XII вв.) Они были возведены из большеформатных плоских кирпичей (плинфы) и камня на розовом известковом растворе.

Кирпичная кладка была выполнена особым способом: один ряд плинфы для лучшей перевязи утоплен на небольшую глубину по сравнению со смежными рядами, а широкая полоса между выступающими кирпичами затерта раствором. По окончании строительства стены были оштукатурены. Фасады ворот оживляли лопатки и глухие декоративные двухуступчатые полуциркульные ниши, что придавало им нарядность.

В каком состоянии находились Золотые ворота после татаро-монгольского нашествия — неизвестно. Если они и пострадали в 1240 году, то, вероятно, не очень сильно, так как функционировали как проезжие ворота до середины XVII века; что же касается церкви над воротами, то ее уже в это время не было.
В 1750 году в целях сохранения Золотые ворота были засыпаны землей; в 1832 году их раскопал киевский археолог К. А. Лохвицкий, и в 1837-1838 годах они были укреплены. Во время перепланировки Киева в середине XIX века в целях смягчения уклонов была произведена срезка грунта на смежных с Золотыми воротами улицах, благодаря чему они оказались на 3 м выше уровня улицы Ярославов вал и с тех пор находятся как бы на возвышении.