ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТ НАД КАФЕДРАЛЬНЫМ СОБОРОМ СЕНТ — ЭТЬЕН (XV-XX вв.)

7

Наиболее крупные строительные работы по сооружению кафедрального, то есть главного собора в Тулузе, возобновились только при деятельном прелате Пьере де Мулене (Pierre de Moulin), который служил в нем с 1439 по 1451 годы. Именно в этот период был сильно «модифицирован» западный фасад нефа, путем возведения «позднеготического» большого портала с богатой каменной резьбой и скульптурно-декоративной отделкой. Однако сам западный портал был ориентирован на южный, боковой неф хора, став, таким образом, ассиметричным по отношению к главному, более раннему, нефу собора. Глядя на этот портал, невольно возникает ощущение, что и заказчики и строители испытывали огромное желание завершить, наконец, строительство собора, поскольку позднеготическая «пышность» портала явно не соответствует общей композиции культового сооружения и напоминает скорее «мещанина во дворянстве», столь блистательно воспетого Ж.Б. Мольером. Что же касается причины, по которой западный портал получился смещенным, относительно оси центрального нефа, то их может быть несколько. Самая простая, из тех, которые «лежат на поверхности», заключается в том, что в дальнейшем планировалась перестройка внутреннего пространства собора, в соответствии с концепцией, заданной плоскостью фасада, однако отсутствие финансирования, или иные причины, помешали осуществить задуманное. Нам все-таки кажется, что главная причина состоит не в этом, поскольку в дальнейшем, несмотря на работы, проводимые по завершению строительства собора, никаких попыток «исправить» несоответствие линии центрального нефа и плоскости фасада не предпринималось. По крайней мере, о них нет ни документальных свидетельств, ни хотя бы каких-либо остатков строительных работ ведшихся в этом направлении. Возможно, мы вновь сталкиваемся с принципом Manifestatio, постулатом «разъяснения ради разъяснения», вызванного необходимостью еще раз «проявить» (манифестировать) Новозаветные Откровения Евангельских текстов, указав на них столь явно, через «нарушение» симметрии (то есть «здравого человеческого смысла»), чтобы явственней показать сверхъестественное происхождение Католического вероучения. Здесь мы видим, своего рода, воплощение в материале позднесхоластических концепций «критического номинализма» Уильямя Оккама (ок. 1295-1349 или 1350), направленных против тайных последователей катаризма, которые под именами «вальденсов» или «бегинов», продолжавших существовать в Лангедоке вплоть до конца XVI столетия.