СТИЛЬ ШИНГЛ

13

Макким, Мид и Уайт входили в большую группу архитекторов, черпавших вдохновение для создания совершенно нового архитектурного стиля в американском деревянном наследии. Как и представителей английского движения «Искусство и ремесла», которых вдохновляли деревянные дома эпохи Тюдоров и Елизаветы, их американские коллеги предпочли деревянные дома XVII в. в Массачусетском заливе и архитектуру XVIII в. в Род Айленде.

Макким посетил Род-Айлепд в начале 1870-х гг. Затем, вместе со своими друзьями Мидом, Уайтом и Биглоу, он совершил поездку по Новой Англии специально для изучения первых деревянных домов. Там они, вероятно, осмотрели несколько таких домов, как Хокси-хаус на Кейп-Коде, полностью обшитых гонтом.

В то же самое время английский архитектор Ричард Норман Шо проектировал очень оригинальные дома, архитектура которых явно была навеяна архитектурой эпохи Тюдоров. Это были просторные дома, центром которых являлся зал

в средневековом стиле. Верхние этажи этих домов были выполнены наполовину из дерева, наполовину из кирпича, венчали такие дома мансардные крыши. Дома архитектора Шо, такие как Лиз-Вуд и Хоупден, были подвергнуты серьезной критике в британской и американской прессе.

После того как в 1854 г. Япония стала доступной для торговли, ее архитектура серьезно повлияла на американскую. На последовавшей вскоре Всемирной выставке японская деревянная архитектура вызвала огромный интерес у публики. Свою роль также сыграла фотография как источник новых образов и распространитель новых идей.

По мере того как новые архитектурные идеи получали все большее распространение, в американском обществе происходили перемены, в результате чего у архитекторов появилась новая группа клиентов. Промышленное развитие Америки в конце XIX в. создало большие богатства и поместило их в руки нового поколения предпринимателей. Эти люди были достаточно богаты, чтобы позволить себе отдыхать от работы, и они не обращали внима-

ния на сложившиеся предубеждения о том, каким образом следует проводить свободное время.

Ныопорт, долгое время считавшийся чем-то вроде городских задворков, приобрел прекрасный вид и получил новый стимул для развития как игорный центр Восточного побережья. Казино Ньюпорта было спроектировано буквально по прихоти издателя Джеймса Гордон-Беннетта, которого раздражала тесная и душная атмосфера существовавших клубов для джентльменов, и он предпочел открыть свой собственный. Его друзья потянулись в казино, которое стало центром развлечений в Ньюпорте и первым зданием в стиле шингл, построенным недавно образованной фирмой «Макким, Мид энд Уайт».

Зять Гордон-Беннетта, Исаак Белл, стал следующим заказчиком дома в стиле шингл. Он и унаследовал состояние и сам заработал достаточно денег на торговле хлопком, чтобы отойти от дел богатым человеком в возрасте 31 года.

Его дом отражает беззаботную атмосферу жилья уверенного в себе человека. Внешний вид дома

объединил в себе образцы архитектуры различных эпох. Широкие фронтоны напоминали фасады ньюпортских городских домов XVIII в. Маленькие оконные стекла походили скорее на окна с горбыльками переплетов XVIII в., чем на современные окна. Но первый этаж задуман как серия органически связанных между собой пространств, диагонально переходящих друг в друга через огромные раздвижные двери — явное подражание японским перегородкам. Повсюду изысканные деревянные детали различного происхождения. Имеются признаки влияния египетского и исламского стилей.

Свобода планировки и форм дома Исаака Белла, а также визуальная структура обшивочного гонта получили необычайно широкое распространение. Молодые архитекторы, проходившие обучение на процветающей фирме «Макким, Мид энд Уайт», буквально впитывали новые архитектурные принципы, а архитектурные журналы распространяли дизайны зданий по всей стране.

ПАСАДЕНА