Среди помещений в Екатерининском дворце, помимо названных, полностью…

Среди помещений в Екатерининском дворце, помимо названных, полностью переделанных Стасовым, следует назвать также Библиотеку императрицы Елизаветы Алексеевны, оформленную в строгой «стасовской» манере, с лепкой на филенках стен и росписью на сводчатом потолке. Лепку осуществлял Заколупин, а роспись — Брандуков. Лепные украшения в нижней части стен построены на основе римских штандартов, а выше, па фризе — с использованием пальметт и аканта. Известно, что мотив штандарта принадлежит к числу самых любимых Стасовым. Он же применен, в живописном варианте, в отделке большого лицейского зала. И реставрационные работы, и заново выполненные Стасовым отделки в Большом дворце дали ему огромный опыт, позволили создать вокруг себя коллектив опытных мастеров — художников и ремесленников. Все это помогло архитектору в осуществлении заданий последующих лет.

Помимо Екатерининского дворца, Стасов работал и в близлежащем Александровском, построенном Кваренги в классицистическом стиле в 1790-х годах. В 1826-1827 годах Стасов заново отделывает для Николая I ряд комнат в первом этаже здания. В число этих личных апартаментов входили Приемная, Кабинет, Туалетная и другие. Наиболее значительным в художественном отношении был Кабинет. Об его облике можно судить по акварельному изображению художника Э. Гау (1860-е гг.), оставившего нам большое число замечательных своих интерьерных произведений, передающих во всех подробностях обстановку многих залов и комнат в дворцах Петербурга и пригородов и в особняках высшего дворянства. Стены обширного Кабинета были окрашены «французской зеленью». По верху стен проходила лента фриза, расписанного гризайлью, с зеленым фоном, па «историческую тему». Карниз был тонкий, с модильонами коринфского ордера. Художником Брандуковым, работавшим со Стасовым в Большом дворце, была исполнена роспись плафона, она также подражала лепке. Композиция ее отличалась простотой и четкостью. Центр потолка был оставлен белым, по периметру же его шла широкая полоса, расчерченная орнаментированными тягами на прямоугольники. Последние заполнялись мотивом гирлянд, перекинутых между треножниками. В тех частях плафона, которые примыкали к наружной и внутренней стенам, размещались также в пределах прямоугольных «рам» две сюжетные композиции, замкнутые в полуовалы. В Кабинете, на оси комнаты, находился мраморный камин с кариатидами работы Трискорни. Мебель, выполненная по рисункам Стасова А. Туром из полированного ореха, была обита, в соответствии с основным тоном стен, зеленым сафьяном. Работал Стасов с 1818 года и по внутреннему убранству в Зимнем дворце. Отделки эти уничтожил пожар 1837 года. Им был оформлен ряд личных комнат на половине Александра I и Елизаветы Алексеевны в северо-западной части дворца, где в 1780-х годах работал Д. Кваренги. Вполне вероятно, что некоторые элементы убранства были сохранены Стасовым от его предшественника. Из всех этих апартаментов наиболее известен Кабинет царя, изображенный на картине Л. К. Плахова. Интерьер отличается чрезвычайной простотой композиции, использовании материалов и художественных средств. Гладкие стены, лишенные ордера и каких-либо креповок, вероятно, были обработаны искусственным мрамором розоватого цвета. По верху их проходит широкий фриз антикизирующего типа с силуэтно очерченными фигурами. Тему скульптурного фриза, завершающего стену, мы находим и в других интерьерах архитектора, в том числе и в названном Кабинете Николая I в Александровском дворце. По времени создания он более поздний, чем кабинет в Зимнем. Над строгим карнизом с дорическими модильонами, на падугах, плавно переходящих в потолок, — орнаментальные мотивы с изображением колесниц, всадников, грифонов и извивов аканта. Таким образом, верхняя часть стен и основания свода но существу превращена в единую графичную композицию, красиво и изысканно решенную и мастерски нарисованную. Гладкие поверхности стен дополнены лишь двумя каминами, расположенными в углах помещения. Они развернуты под углом в сорок пять градусов по отношению к осям кабинета. Над ними — зеркала, в обрамлении которых использован ленточный орнамент. Кабинет Александра I в Зимнем дворце, несомненно, был одним из наиболее впечатляющих, эстетически выразительных интерьеров Стасова.