Соотношение антаблемента

1680

В ряде композиций цоколь здания не включается в пропорциональное построение, что, вероятно, связано с учетом неизбежных изменений высоты зданий из-за повышения уровня культурного слоя земли. Не всегда включается в пропорциональное построение и . Объем здания определяет не только по правилам высот комнат со сводами, согласно указаниям , но и по правилам высот комнат с плоским перекрытием.


Соотношение антаблемента
Соотношение антаблемента

Членения фасада и плана в постройках и проектах Палладио взаимосвязаны. Это является дополнительным средством, направленным на установление единства и целостности композиции. Соотношения некоторых композиций заставляют предполагать возможность применения метода триангуляции как рудимента архитектуры средних веков.

renaissance-architecture_24Гармония соотношений, т. е. соответствие целого и его частей, а также частей между собой, в произведениях Палладио достигается установлением подобия нолей композиции и равенства отношений ее членений. Пропорциональная решетка служит средством к достижению этой цели. Постройки, рассмотренные в главе III настоящей книги, создавались на протяжении более четырех десятилетий. Несмотря на столь длительный срок, изменений в методах пропорционирования не происходило.

Это не значит, что Палладио применял единообразные способы гармонизации. Изучение его произведения показывает, что нет универсальных способов согласования пропорций. Они создаются применительно к каждому новому архитектурному решению с учетом выявления главных тектонически законченных частей композиции. Выбор соотношений определяется художественным замыслом.

Соотношение антаблемента
Соотношение антаблемента

В сходных по композиции виллах и дворцах Палладио наблюдаются общие приемы согласования пропорций фасадов, о которых говорилось в гл. III настоящей книги. Черты общности пропорционального построения фасадов не исключают наличия некоторых особенностей в отдельных зданиях. Например, в вилле Ротонда общие соотношения имеют не фасад и , а фасад и коллонада последнего.