Сады эпохи барокко в Германии

1

Расположенный рядом с Гейдельбергом ансамбль Палатина задал тон всей барочной ландшафтной архитектуре Германии. Правитель палатината — курфюрст Фридрих V пригласил для осуществления этого проекта французского мастера Саломона де Коза. Саломон, прекрасно знавший лучшие сады Италии, Франции, Голландии и Англии, был готов приступить к работе уже в 1614 году. В наши дни едва ли что-нибудь сохранилось от первоначального убранства этих мест, но гравюры и картина Фукьера могут дать общее представление о масштабе ансамбля и очертаниях клумб. Моделью для подражания стал тип итальянского сада с его спиралевидными узорами. Лестницы, пандусы и экседры не были использованы здесь из-за болотистых, нетвердых почв. полностью посвятил себя украшению клумб в трех партерах. Он предусмотрел также создание боскета с тенистыми перголами, располагавшегося по соседству с водным партером. Примечательны и запутанные круговые обходы-дорожки.

Палатинский сад в Гейдельберге можно рассматривать как произведение эпохи перехода от Ренессанса к . Сходные планировочные решения мы встречаем в королевских парках Вюртемберга и Гессе, например, в герцогском саду в Штутгарте или садах Брунсвик в Гессе.

В конце XVII века в Нижней Саксонии близ Ганновера был создан Большой сад при замке Херренхаузен. Правительница этих земель София Ганноверская воспользовалась услугами французского мастера Мартина Шарбоньера при разработке проекта и его реализации. Здесь мы можем обнаружить очевидные параллели с французской ландшафтной архитектурой этого времени. На центральной оси расположены сады, дворец и круглый бассейн. Боскеты и партеры близки французским образцам эпохи барокко, так же как и маленький садик сбоку от дворца. Между тем существуют некоторые детали, существенно отличающие ансамбль от француз

ских прототипов. Незадолго до создания проекта в 1696 году Шарбоньер посетил Голландию, изучив там парки Нивбурга, Хонслэрдика и Хет Лоо. Возможно, пристрастие мастера к каналам, опоясывающим сады, обязано своим появлением голландским декоративным приемам. Фруктовый сад, разделенный изгородями на треугольные участки, также восходит к голландским моделям. Как бы то ни было, Шарбоньер понял, как можно соединить все эти детали в единое целое, создав тип сада, характерный впоследствии для северогерманских земель.

В то же время, что и сад Херренхау- зена, был устроен и сад при замке Залцдалум, резиденции герцога Антона Ульриха Брунсвик-Вольфенбют- тельского. В 1697 году принцесса, ставшая позднее королевой Софией- Шарлоттой (дочь Софии Ганноверской), повелела заложить парк при берлинском замке Шарлоттенбург. Автором проекта стал Симеон Годо, ученик прославленного Ленотра.

Сады эпохи барокко в Германии
Сады эпохи барокко в Германии
Сады эпохи барокко в Германии

Камп, террасные сады, 1740-1750

Кассель, Вильгельмсхее, Карлсбергские сады, 1701-1711

Полстолетия спустя неподалеку от Шарлоттенбурга появился совершенно новый по решению парковый ансамбль. Речь идет о террасном парке Сан-Суси в Потсдаме. Работы шли с 1744 по 1764 год.

Фридрих Великий подготовил наброски и передал их своему главному архитектору Георгу Венцесласу фон Кнобелсдорфу. Предполагалось, что проект будет воплощен в жизнь без каких бы то ни было изменений. Дворец, террасы, партер и боковые всходы обязаны своим появлением образцам эпохи ренессанса и барокко.

Любопытно, что в то же время в бывшем цистерцианском монастыре в Кампе, в землях Нижнего Рейна, был разбит еще один террасный парк (1740-1750). Хотя между этими двумя немецкими садами нет прямой связи, поражает сходство планировочных решений. Некоторые общие черты можно усмотреть хотя бы потому, что оба произведения садово-паркового искусства восходят к античным прототипам, в частности, к римским амфитеатрам.

Излюбленной резиденцией архиепископа Кельна Клемента Августа Баварского был замок Августусбург в Брюле. Доминик Жирар приступил к работе над парком в 1728 году; в данном случае образцом послужила система каналов ансамбля Нимфенбурга. В результате был создан величественный парк, окруженный водой, на центральной оси которого находился водоем, что заставляло вспоминать о Версале. Дорожки, проложенные по диагонали, соединяли главный партер с лесным массивом.

Необходимо также упомянуть и другие прославленные памятники германской ландшафтной архитектуры эпохи барокко, например, Карлсберг- ские сады близ Касселя, сады Вай- керсхайма (1705-1725), знаменитые своими статуями, сады Нимфенбурга (1716-1720), соперничающие своими размерами с Версалем, сады Лотара Франца фон Шонборна в Гайбахе, Зе- ехофе, Поммерсфельдене и сад Фаворит в Майнце.

В области садово-паркового искусства окончание эпохи барокко в Германии выразилось в сооружении паркового ансамбля в Шветцингере. Его возникновение относится к периоду 1753-1758 годов, когда курфюрст Карл Теодор вместо задуманных ранее охотничьего домика и летнего дворца создал здесь сады. Архитектор Никола де Пигаж, много работавший в Юго-Западной Германии, и придворный садовник Иоганн Людвиг Петри разбили единственный в своем роде сад. Искусственные руины, мостик в китайском стиле, хитроумные перспективные построения сообщают окружающей природе живописность и превращают ее в идиллический пейзаж. Сады Шветцингера созданы в стиле английского пейзажного парка. Работы здесь были завершены Фридрихом Людвигом Скеллом, расширившим территорию комплекса в 1770-е годы.

Доминик Жирар

Августусбург, Брюль Сады, 1728

Сады эпохи барокко в Германии
Сады эпохи барокко в Германии

Даниель Маро, Хет Лоо, сад, 1685 Восстановлен в 1978

Сады эпохи барокко в Германии