Расцвет архитектуры XVII в. в Ярославле

784

Важный градоформирующий ансамбль города — Спасский монастырь. Он возник еще в XIII в., но получил основное развитие в XVI-XVII вв., когда были построены каменные сооружения: крепостные стены и башни, собор, трапезная, жилые и хозяйственные постройки. Монастырь определил центр города и его дальнейшую систему улиц и площадей.

Напротив Спасского монастыря в 1693 г. построена церковь Богоявления (1693). Она расположена напротив главных ворот Спасского монастыря. Центральный объем обустроен приделами, окружен галереей с крыльцами. Завершена пятиглавием по двум рядам кокошников. Особенности — тонкие барабаны, декоративные изразцы в сочетании с фигурным кирпичом (фото 66).

66. Церковь Богоявления в Ярославле

Церковь Ильи Пророка (1647-1650). Асимметричная в плане, она имеет две вертикали со стороны фасада: шатровое покрытие придела и колокольня, пятиглавое покрытие центрального куба. Окружена закрытой папертью с двумя крыльцами. Исключительны росписи: пять ярусов фресок, изображающих уборку урожая.

Церковь красочная, оптимистичная. Построена на центральной площади.

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654) — высшее достижение Ярославской школы зодчих. Симметричная композиция наружных объемов, пятиапсидная. Основной куб увенчан пятиглавием. Северный и южный приделы покрыты шатрами. Лопатки завершаются арками. В декоративной отделке — кирпич и изразцы. Окно центральной апсиды особенно выделяется богатыми изразцами. Колокольня — восьмигранная, с шатровым покрытием (фото 67).

67. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Фрагмент центрального объема

Церковь в Толчкове (1659-1675) симметрична в плановом и объемном решении. Основной куб с четырьмя столбами увенчан пятиглавами. На фасаде пять апсид одинаковой высоты. Храм окружен арочной галереей с нарядными крыльцами. Закомары — декоративная форма завершения стен. Над карнизом — три ряда кокошников со вставками из цветных изразцов. Основной куб — сплошной узор вместо плоскости стен. Все внутренние стены покрыты росписью.

Общие черты ярославской школы зодчества — сочетание красного кирпича с изразцами; стремление к симметричной композиции; шатровые завершения колоколен и приделов, а также тонкие барабаны пятиглавия.

Одним из прекрасных архитектурно-градостроительных памятников XVII в. является Кремль в Ростове Великом. Он занимает прямоугольный участок, вытянутый с севера на юг, состоящий из трех частей. Центральный квадрат — митрополичий, или кремлевский двор. С севера — соборная площадь с Успенским собором и звонницей; с юга — митрополичий сад (фото 68, 69).

68. Надвратная церковь и стены Ростовского кремля

69. Кремль в Ростове Великом. Площадь

Успенский собор (конец XVI в.) — главная доминанта ансамбля. Длина — 30,4 м, ширина — 20,36 м, высота — 60 м (с крестом).

По вертикали фасад расчленен лопатками, заканчивающимися закомарами. Пять мощных глав на высоких барабанах. По горизонтали — три яруса. Узкие окна в обрамлении. Аркатурный пояс, характерная деталь Владимиро-Суздальского княжества. Внутри шесть столбов поддерживают своды.

Звонница (вторая половина XVII в.) — четырехпролетная, с 13 колоколами, самый большой из которых — «Сысой» весом 2000 пудов.

Церкви Воскресения (1670) и Иоанна Богослова (1683) — надвратные. Стоят на подклетах — воротах, над которыми возвышаются «четверики» храмов, завершены пятиглавием; покрытие — по заостренным закомарам. Фасады богато декорированы кирпичом отличного качества и изразцами.

Белая палата (1670-1675) предназначалась для торжественных трапез гостей митрополита — обширное сводчатое помещение, квадратное, с круглым пилоном посередине. Стены покрыты фресками.

Красная палата (1670-1680) — «хоромы для пришествия великих государей». Композиционно аналогична Белой палате.

В Нижнем Новгороде была построена Рождественская (Строгановская) церковь из красного кирпича, богато украшенная колонками, наличниками, карнизами и многочисленными деталями из белого известняка (фото 70, 71).

70. Рождественская церковь в Нижнем Новгороде

71. Фрагмент декоративного убранства стены

Таким образом, памятники архитектуры XVII в. в провинциях дают богатую палитру эстетических декоративных решений узорчатого стиля.