Архитектура в Италии эпохи Возрождения

Политическая ситуация в Италии эпохи Возрождения. Исторические области (Лацио, Умбрия, Тоскана, Лигурия, Ломбардия, Пьемонт, Венето, Эмилия-Романья, Папская
область и др.), города-государства и их правители. Внешние враги Италии –
германские императоры и французские короли. Партии гибеллинов (сторонники
императоров) и гвельфов (сторонники пап). «Авиньонское пленение» пап
(1309–1377) и упадок Рима. «Итальянские войны» с конца 15 в. Формирование
системы городского самоуправления. Взаимоотношения городских коммун и
«сеньоров»-феодалов. Установление республиканского порядка правления во
Флоренции и Венеции. Приход к власти в городах Италии олигархов и тиранов.
Семейство Медичи во Флоренции и борьба с ним сторонников республики. Основные
художественные центры, формирование самостоятельных художественных школ во
Флоренции, Венеции, Сиене, Милане и других городах.
Первый историк эпохи Возрождения – Джорджо Вазари. Его сочинение «Жизнеописания
наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», издания 1550 и 1568 гг.
Философская основа эпохи – гуманизм. Великие деятели «века гуманизма» – Данте
Алигьери (1265–1321), Франческо Петрарка (1304–1374), Джованни Боккаччо
(1313–1375). Опора на наследие античности в поисках путей дальнейшего развития
художественной культуры и искусства Италии. Задача преодоления политической
раздробленности страны с целью восстановления былого величия Рима. Изучение
памятников античной эпохи, сохранившихся в Риме и других городах страны.
Эстетическая цель эпохи – достижение всеобщей гармонии («прекрасной
завершенности»). Определение гармонии по Альберти: «Гармония – это красота, в
которой ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже».
Основные творческие проблемы в области архитектуры, обусловленные поиском путей
к всеобщей гармонии: 1) освоение классической ордерной системы в качестве
основы композиционного языка, обеспечивающей «человеческий масштаб»
произведений архитектуры; 2) проблема центрально-купольной композиции; 3)
проблема архитектурного ансамбля; 4) проблема синтеза искусств; 5) проблема
«идеального города».