Поле колоннады портика церкви Иль Реденторе

1680

Пьедесталы колонн и антаблемент имеют одинаковую высоту, что определяет центральную симметрию пропорциональной решетки композиции.

Гармонизующим отношением фасада церкви Сан-Франческо делла Винья является отношение 1 : 3. Эти имеет центральное звено портика по интерколумнию и боковое звено ордера без пьедесталов колонн. В центральном звене портика располагается большое полуциркульное окно. Его можно представить себе как завершение арочного проема, которое имеет отношение 1 : 3.

Поле колоннады портика церкви Иль Реденторе
Поле колоннады портика церкви Иль Реденторе

Наконец, самая величественная из церквей — церковь Сан-Джорджо Маджоре. В ней гармонизирующим является отношение 1 : 4. Это отношение имеет центральное звено портика по интерколумнию и боковое звено ордера в осях (без пьедесталов). Пропорциональная решетка бокового звена портика в осях принципиально близка к решению палаццо Джулио и Непоте Порто, по строится на отношении 3 : 4.

Общие пропорции портиков-фасадов церквей определяют многие факторы. Тем не менее соотношения портиков храмов Палладио ритмично изменяются по мере увеличения их абсолютных размеров, образуя ряд 7 : 6 (Марии Нуова), 7 : 7 (Иль Реденторе), 7 : 8 (делла Винья), 7 : 9 (Дж. Маджоре без цоколя) и 3 : 4 (с цоколем).

Арка делле Скалетте у Монте Берико.

Общее поле арки делле Ска-летте имеет пропорции 5 : 6 и членится по высоте карнизом ордера и базами колонн, а по длине — осями центральных колонн таким образом, что верхнее, нижнее и боковое поля имеют пропорции 5: 1. Этим определяются основные членения композиции и центральная симметрия пропорциональной решетки. Прямоугольная часть арочного проема имеет пропорции 5 : 8. Это соотношение повторяют поле центрального звена и поле, имеющее высоту колони с пьедесталами и ширину осевого расстояния и расположенное над ним поле аттика и антаблемента. Значительную роль в пропорциональном решении арки делле Скалетте играет отношение 2 : 3.