Прием облегчения пропорций в членениях верхней части здания

967
Прием облегчения пропорций в членениях верхней части здания
Прием облегчения пропорций в членениях верхней части здания

Прием облегчения пропорций в членениях верхней части здания
Прием облегчения пропорций в членениях верхней части здания

Из сравнения соответствующих перспективных изображений, построенных при значительном вертикальном угле зрения, видно, что на изображении здание представляется более масштабным и величественным.

Необходимо отметить, что перспективное восприятие изображения, конечно, ни в какой мере не может заменить натурного восприятия, поэтому данный чертеж может служить только примерной иллюстрацией оказанного.

Примененный авторами проекта прием облегчения пропорций в членениях верхней части здания подчеркивает существующие перспективные сокращения, тем самым усиливая перспективный эффект и масштабную выразительность. Этому способствует также постепенное уменьшение размеров архитектурных деталей кверху.

В архитектурной практике недавнего прошлого встречались случаи неправильного использования этого приема в отношении трактовки деталей. Считалось, что для компенсации перспективных сокращений и создания лучшей видимости расположенные в верхних частях сооружения и значительно удаленные от зрителя детали следует механически увеличивать. Это в ряде случаев и делалось, но эффект получался обратный и явно отрицательный: масштабное восприятие здания не усиливалось, а нарушалось.

Для усиления впечатления о той или иной глубине пространства-площади, улицы, внутреннего двора и т. д., а также протяженности в горизонтальном направлении отдельных архитектурных элементов применяется другая группа аналогичных приемов, создающая перспективный эффект в направлении движения зрителя.

Прием облегчения пропорций в членениях верхней части здания
Прием облегчения пропорций в членениях верхней части здания

Большую роль в оценке и определении действительной величины и формы, соразмерности и масштаба играют зрительные сравнения. Искусно внося различные коррективы, зодчий как бы намеренно и сознательно направляет наши зрительные оценки и суждения на выявление и подчеркивание определенной стороны художественного образа сооружения. Система правильных взаимоотношений отдельных элементов композиции сооружения и их пропорционального членения должна быть неразрывно связана с реальным масштабом и масштабностью.