НЕЖНЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ

10

В этом стиле строили небольшие изящные дворцы, с покоями, сплошь украшенные зеркалами, лепниной, шелками нежных оттенков, позолотой. В интерьере полностью исчезли прямые линии, в моду вошли пастельные цвета: розовый, голубой, серый, белый. Позолота стала светлее и легче. В интерьерах во всем была печать доведенной до предела утонченности. Зеркала, позолота, буйно сплетающиеся по стенам и потолкам лепные узоры деформировали пространственную структуру интерьеров. Оформление интерьеров напоминало мир флоры. Легкость и проницаемость стен, облицованных большими зеркальными поверхностями, вплетенными в декор, делали иллюзию невесомости реальностью.

Интерьеры отделывали мрамором, массой лепных или бронзовых украшений, преобладал белый цвет и позолота. Мрамор с красными, серыми, фиолетовыми и желтыми прожилками, красный и черно-белый использовался в мебели и для полов. В отделке дворцовых покоев и домов богачей настоящий мрамор с лепными или бронзовыми украшениями заменили деревянной обшивкой, покрашенной белой краской. В эпоху рококо эти панели стали окрашивать в белый, голубой, бледно-зеленый цвета. Деревянная обшивка сочеталась с цокольным поясом из мрамора. На обшивке помещали вызолоченные атрибуты и эмблемы в рамах.

Шпалеры не играли такой роли в рококо, как в барокко. Художники-картонье- ры искали новый тип шпалер для оформления стен, однако стенные ковры в целом не вписались в новый интерьер. Они изобрели алентуры (обрамление) — композиции из гирлянд цветов, амуров, птиц, связок трофеев, или композиции на пасторальные темы, чаще повторяющие живописные картины. Даже бордюры шпалер имитировали золоченые рамы живописи. В целом шпалерное ремесло утрачивало свои позиции.

Гобелены приобрели новые черты: они уменьшились в размерах, цветовая гамма высветлилась, появилась легкость композиции. Стали выпускаться стуловые шпалеры и шпалеры для обтягивания каминных экранов. В 1735 г. в Париже рисунок гобеленов стал переноситься на прозрачную бумагу, а затем на основу. Большую роль играли ворсовые ковры, хотя они также утрачивали свою самостоятельность. Новая ковровая мануфактура, возглавляемая Удри, насчитывала более 1200 тончайших цветовых оттенков. Тисненые кожаные обои производились в Венеции, Нидерландах и Германии. Ж. Ланье изобрел бумажные обои, на которых узоры сначала рисовали, а затем выводили золотом и толченой слюдой. С1760 г. в Нидерландах стали печатать обои.

В Германии стали печатать обои под мрамор, а во Франции — клеенчатые обои, посыпанные мелкой шерстью, с арабесками.

Продолжалось развитие шелкового производства. Знаменит был ткач Ф. де Лассаль. Появились ткани с набивным узором — набойки. Развивалось искусство вышивки, кружев. Волнистые линии, россыпи мелких цветов, тонкие полосы тканей рококо давали эффект полутонов. Шелковые ткани, помимо изобразительных тем, имели орнаменты, кружева, вплетение золотых и серебряных нитей. Формы рококо усваивали с особой легкостью в изделиях золотых и серебряных дел мастеров. Наступил расцвет производства фаянсовых и фарфоровых изделий. Германия периода рококо дала миру золотых и серебряных дел мастеров и фарфор. В1710 г. Август Сильный основал Мейсенскую фарфоровую мануфактуру в Дрездене, которую возглавил изобретатель фарфора И. Ф. Бетгер. XVIII век был временем стеклоделия. В Англии изобрели механический способ нанесения рисунка на фарфор. Славились продукции мануфактуры в Челси и мануфактура Дж. Веджвуда. Английский хрусталь имел большое распространение в Европе.

Представление об интерьере как целостном ансамбле зародилось именно в эпоху рококо. На стенах был ярко выраженный акцент на вертикали, они были богато убраны. Ордера в рококо не использовали. Единственным приемом оформления стен являлись филенки и панно. Карниз как таковой отсутствовал и заменился тонкой тягой. Явно прослеживалась тенденция к слиянию основной плоскости стены с вышележащей падугой, с тем, чтобы стена незаметно переходила в плафон. Стена представляла собой чередование выступающих частей и уходящих вглубь ниш. Во всем были изогнутые края, орнамент, гирлянды цветов, ветки. Вокруг стен и потолка — сплошные извилины. Стали применять деревянные или расписные стенные панели — белые (из слоновой кости) с золотом, лаковые поверхности. Живопись обычно помещали над дверью.

Единственный элемент членения стен и потолка — капризно изогнутая рама. Рамы не представляли в рококо конструктивного обрамления орнамента, они — совершенно сросшийся с орнаментом декоративный мотив. Их внутренние поля почти всегда оставались гладкими или украшались трофеями, эмблемами, фигурными орнаментами, решетками с розетками. В оформлении стен рамочная система преобладала над колоннами и пилястрами. Вертикальные углы между стенами выкругляли. Стенные плоскости делили дверями, окнами, большими зеркалами и картинами в сочетании с орнаментальным убранством из рамок. Все более незаметным стало отделение пола от потолка.

Стены окончательно раздробили орнаментом с мягкими линиями. На стенах развешивали зеркала или рисовали уходящие вдаль пейзажи. Зеркала обозначали полное разрушение стены, так как там вместо нее было отражение, то есть новое . Зеркала давали возможность использовать эффект иллюзорного увеличения маленьких комнат; в них отражалась противоположная стена и создавалось впечатление пространства за пределами помещения.

Рама зеркала рококо была асимметрична, с гирляндами в изгибах, волнистых линиях, ветках и купидонах. Отделка — платина, красное, зеленоватое, лимонножелтое золото и страсбургский фарфор. Зеркала стали группировать с консолями, у камина, встраивать в туалетные столики, бюро. Зеркала, картины, а также силуэты (по имени француза Э. Силуэта) помещали в красивые рамы с резьбой и позолотой. С середины XV! 11 в. зеркальные рамы уступили место фарфоровым с живописью или составленным из кусков зеркального стекла и выгравированными фигурами. Зеркал в салонах и будуарах было много; они были развешаны и расставлены на столиках — консолях. Зеркала нередко размещали по обеим сторонам камина: в них отражались виды с противоположных сторон. Два больших зеркала над камином друг напротив друга создавали иллюзию бесконечного пространства.

Все проемы делали с круглыми, овальными завершениями с пониженной аркой. Окна начинались очень близко к полу. В потолок плавно переходили стены и карнизы. Потолок делали с украшениями, гладкий с лепниной или росписью. Сюжеты оформления потолка: детские фигурки резво играют цветами и эмблемами наук и искусств, охоты и рыболовства. Плафоны потолка украшали перспективно написанными куполами или изящным рисунком — окружающим раковинообразную розетку с широко расходящимися лучами, сетчатым плетением. Цвета — светлые, белые, серебристые или золотистые тона, цветы и листья — нежная, натуралистическая раскраска.