Множественность, функциональная и пропорциональная обусловленность объемов

769

их не определяются правилами, и именно эти этажи позволяют привести общий объем здания и его фасады к гармоничным соотношениям.

Разберемся в этом па примере постройки виллы Саррачено в Финале. Поскольку комнаты имеют плоские перекрытия, высота и ширина их и зала одинаковы, и главный этаж представляет собой плоский параллелепипед с возвышающимся объемом свода лоджий. Объемы зданий устанавливаются обычно по правилам высот комнат, как то рекомендует .

Множественность, функциональная и пропорциональная обусловленность объемов
Множественность, функциональная и пропорциональная обусловленность объемов

Объем виллы Саррачено состоит из трех частей. Центральная часть имеет пропорции комнаты с плоским потолком, а две боковые — пропорции комнат, перекрытых сводами, определенные первым способом.

В двухэтажных постройках объем здания определяется в целом. Обычно он имеет соотношения комнаты, как бы положенной набок. Таким образом, например, определен объем постройки Торре в Вероне: (120 + 60)/2 = 90.

Подводя итоги рассмотренному в настоящем разделе, следует подчеркнуть гибкость связей, существующих между соотношениями отдельных частей, а также между ними и целым. Как было показано, все части композиции взаимосвязаны, но эти связи не ставят ограничений для установления пропорций каждой из них по своим собственным законам.

Множественность, функциональная и пропорциональная обусловленность объемов
Множественность, функциональная и пропорциональная обусловленность объемов

Создание закономерного организма постройки представляет собой сложный и диалектический процесс. В нем согласование частей между собой и целым может обеспечить лишь комплексный замысел.

Множественность, функциональная и пропорциональная обусловленность объемов
Множественность, функциональная и пропорциональная обусловленность объемов

Звено композиции. Общепринятый термин фрагмент фасада нам не пригоден, так как не предполагает точного ограничения по ширине рассматриваемой части фасада, а также не определяет се выбор. Звеном композиции (фасада, колоннады или аркады) назовем повторяющийся фрагмент, включающий в себя в ордерных решениях две колонны, а в арочных — два столба.