Храмовое строительство

2

В которое Кристофер Рен вдохнул жизнь после пожара 1666 года, на несколько десятилетий, вплоть до начала XVIII века, остановилось в своем развитии. Лишь когда партия консерваторов в 1711 году провела в Парламенте "Акт о строительстве… пятидесяти новых церквей из камня и приличествующих тому материалов с башнями или колокольнями при каждом храме", новые веяния стали проникать и в эту область архитектуры. Проекты Вэнбру, выполненные для этих церквей, располагавшихся, как правило, в быстро разраставшихся пригородах, близки по духу его дворцовым постройкам. В одном здании нередко соединяются классические, барочные и даже готические формы. Цель работы состояла не в формулировании законченной архитектурной концепции, а в выработке взвешенного подхода к использованию стиля и в выборе материалов, соответствующих решению поставленной задачи. Этот во многом ренессансный идеал мог теперь осуществиться на практике.

Ответственность за реализацию строительной программы возлагалась на других мастеров. Хоксмур — автор проектов шести храмов, среди них Сент Джордж в Блумсбери (1716-1727), где оказались спаянными в единое целое детали, знакомые по археологическим раскопкам; Сент Мери Вулнот (1716-1727) — своего рода архитектурное воспоминание о К. Рене. Необходимо упомянуть и Томаса Арчера (1668-1743), изучавшего в Риме творения Бернини и Борромини и создавшего самый барочный из этих храмов — Сент Пол в Дептфорде (1712-1730). Эта представляет собой центрическое с гигантским коринфским ордером. Перед ним располагается портик в виде полукруглого в плане объема. Джеймс Гиббс (1682-1754) тоже унаследовал любовь к итальянской архитектуре, несмотря на явное сходство с манерой К. Рена, обнаруживающееся в его работах.