Третий способ согласования пропорций звена

1173

Рассмотрим более подробно существующие соотношения и сопоставим проектное решение из III книги с окончательным. Начнем с их общности.

Как в том, так и в другом расстановка большого ордера подчинена третьему способу согласования пропорций звена. В обоих этажах звено по высоте ордера подобно полю, имеющему высоту колонн и ширину, равную расстоянию между ними. Этот принцип, с незначительными изменениями, связанными с высотой импостов арок, соблюдается и в расстановке малых колонн. В первом этаже поля гармонизуются отношением 1 : 1, а во втором — 9:8. Диаметр колонн второго яруса, как и рекомендует Палладио, составляет 4/8 диаметра колонн первого.

Третий способ согласования пропорций звена
Третий способ согласования пропорций звена

Третий способ согласования пропорций звена
Третий способ согласования пропорций звена

Все же различие рассматриваемых решений существенно. В проекте из III книги Палладио высота балюстрады галереи второго этажа составляет 7б высоты дорического ордера первого этажа, а высота верхней балюстрады — также высоты ионического ордера второго этажа. Таким образом, фасад здания слагается из двух колоннад, завершенных балюстрадами, уменьшающимися пропорционально высоте ордера.

В окончательном решении верхняя балюстрада приобретает большую высоту, чем нижняя.

Третий способ согласования пропорций звена
Третий способ согласования пропорций звена

Новые соотношения являются как бы перевернутой пропорциональной решеткой первоначального решения, в которой соотношения звена в целом сохраняются 6:13. С этим соотношением мы встретились при изучении пропорций .

Проектируя галерею вокруг уже существующего здания, Палладио был в определенной степени связан его размерами. Тем не менее короткий фасад галереи имеет закономерные — 2: 1.

Следует обратить внимание на неравномерность шага колоннады. В обоих фасадах по мере приближения к углам здания он несколько уменьшается. Видимо, это задумано в целях зрительного укрепления угловых частей постройки.