Фасад церкви Сен-Жерве в Париже

4

Первым важным памятником культовой архитектуры французского барокко стал церкви Сен-Жерве в Париже (1616-1621). Возможно, он был построен Саломоном де Броссом в манере XVI столетия. Здание сочетает в себе элементы французской дворцовой архитектуры, развивавшейся во многом под влиянием маньеристическо- го решения фасада Шато д’Ане, возведенного Филибером Делормом, и отдельные детали стилистики величественного раннего римского барокко. Устремленность трехъярусного фасада вверх контрастирует с внушительной пластичностью, подражающей римским прототипам. Ярусное расположение разнообразных декоративных мотивов впоследствии стало отличительной чертой французского храмового строительства.

В творчестве Жака Лемерсье итальянское влияние на церковную архитектуру усилилось. Этот мастер, родившийся в 1585 году, работал в Риме между 1607 и 1614 годом, где изучал наследие Джакомо делла Порта. Получив заказ от Людовика XIII, после 1624 года Лемерсье возвел Павильон часов в Лувре. Построив большое количество отелей и церквей, он также спроектировал дворец для кардинала Ришелье, (работы велись с 1631 года). Он возвел в Париже Пале Кардиналь (в настоящее время Пале Рояль), который строился с

Фасад церкви Сен-Жерве в Париже

Франсуа Мансар и Жак Лемерсье Париж, Сен-Сюлышс,

Париж, церковь монастыря нач. в 1646

Валь-де-Грас, Интерьер

Начата в 1645

Завершена Пьером Лемюэ

и Габриелем Ле дюком

в 1710 (внизу слева)

Пьером Лемюэ и Габриелем Ледюком. В основе замысла здесь также римская , однако Мансару удалось по-новому интерпретировать ее монументальные формы. Его проект определил в основных чертах план первого яруса и облик фасада до уровня карниза. Капеллы, прилегающие к средокрестию, открываются не в неф или трансепт, что являлось общепринятой практикой, а диагонально — в подкупольное пространство, где находится . Увеличенный барабан и поддерживают массивные устои. Наследие римской архитектуры в трактовке фасада также претерпевает значительные изменения.

Третьей купольной постройкой, возведенной в середине века, стала церковь Коллежа Четырех Наций, ныне Французского института. Здание стало последним детищем кардинала Мазарини и его усыпальницей. Лево спроектировал главный фасад, обращенный к Сене, в духе римского барокко. Вогнутые в плане боковые крылья обрамляют овальное пространство центрального объема церкви. Здание открывается в окружающую среду классическим портиком, а высокий барабан и купол доминируют в ансамбле. Хотя эти три центрические купольные церкви копировали римские образцы, они, тем

Фасад церкви Сен-Жерве в Париже
Фасад церкви Сен-Жерве в Париже

не менее, обогатили французское храмовое национальными по характеру барочными формами. Однако параллельно с этими нововведениями существовали и другие направления. Примером тому служит приходская церковь Сен-Сюльпис, построенная Даниелем Гиттаром (1625-1686) по проекту Шарля Тамара. Работы начались в 1646 году. представлял собой базилику в духе средневековой традиции с боковыми приделами, трансептом и обходом; на объем церкви была аппликирована классическая декорация.