Джон Вэнбру и Николас Хоксмур

36

Джон Вэнбру (1664-1726) и Николас Хоксмур (1661-1736) работали в манере, близкой к стилю Рена, адаптируя его идеи к более масштабным сооружениям. Вместе с тем их творчество было окрашено большей живописностью архитектурных форм. Период творческой активности мастеров приблизительно совпал со временем правления королевы Анны и короля Георга I. В эту эпоху Англия утверждалась в роли ведущей европейской державы, и аристократия приобретала исключительное влияние. Вэнбру — сын беженцев из Фландрии, вырос в дворянской среде. Он бурно провел годы юношества и пришел в архитектуру из театра. Хоксмур — мастер стуковой декорации, родился в семье фермера.

Оба они, каждый в своей области, помогали Рену строить госпиталь в Гринвиче. В 1699 году архитекторы получили заказ на строительство замка Ховард, завершенного в 1712 году. Это была загородная резиденция в северном Йоркшире, принадлежавшая графу Карлайлу, который и заказал Вэнбру проект. Дворец, расположенный по французской схеме «между двором и садом», состоит из анфилад жилых помещений. В центральной части здания находится салон, открывающийся в сад. С другой стороны к салону примыкает большой квадратный в плане зал, выходящий в парадный двор. Подобное композиционное решение создает впечатление сакрализации пространства дворца и превращения его в храмовое сооружение, с укороченным трансептом и мощным барабаном, несущим купол. Это небывалое дотоле явление в светской английской архитектуре.

Вогнутые аркады ведут к боковым фасадам служебных корпусов и к крылу, где располагаются конюшни. Эти помещения также сгруппированы вокруг внутренних дворов. В месте, где соприкасаются конюшни и дворец, находится капелла. В то время как суровый облик садового фасада напоминает о Марли, фасад со стороны парадного двора в высшей степени самобытен — его украшают дорические пилястры гигантского ордера, чередующиеся с оконными проемами. При планировке парка и возведении подъездных ворот Вэнбру экспериментировал с элементами архитектурного языка разных эпох: источниками вдохновения для него становятся классические храмы, египетские обелиски, турецкие павильоны и средневековые донжоны.

В описываемое время историзм был весьма моден в архитектуре. Венский зодчий Иоганн Бернгард Фишер фон Эрлах писал тогда свой трактат об «исторической архитектуре». Однако мавзолей, возведенный Хоксмуром в 1729 году как усыпальница семейства Ховардов, положил начало романтическому направлению в архитектуре. После того как был отвергнут первоначальный проект, ориентированный на классическую античную архитектуру, он построил ротондальный храм дорического ордера, повторивший церковь Сан Пьетро ин Монторио, созданную в Риме Браманте. Живописное сооружение, высящееся на цоколе, воплотило в себе драматичный характер английской архитектуры.

Другой выдающийся образец английской барочной архитектуры — дворец Бленхейм (Оксфордшир, 1705-1724). Он был подарен королевой герцогу Мальборо в ознаменование его победы над Людовиком XIV в битве при Бленхейме. Строительство начал Вэнбру, однако позже из-за разногласий с королевой архитектор сменился и завершил сооружение комплекса Хоксмур. Величественное здание достигает в длину 275, а в ширину 175 метров. Центром ансамбля служит обширный парадный двор.

Как и в замке Ховард, большой зал и салон лежат на центральной оси, а кухонный и конюшенный дворы расположены на другой — перпендикулярной — линии. В архитектурном решении дворца также используются разнородные формы и детали, связующими элементами неизбежно оказываются портик и колоннада. От замка Ховард дворец Бленхейм отличает не только масштабность ансамбля. Если в архитектуре первого ясно прослеживаются европейские прототипы, во дворце герцога Мальборо доминирует английская традиция. Коринфский портик был уже хорошо известен в Англии — его можно видеть в проектах Уайтхолла и госпиталя в Гринвиче, а массивные угловые башни с навершиями, напоминающими дымоходы, казались близки постройкам эпохи правления королевы Елизаветы. Внутреннее убранство принадлежит руке Г. Гиббонса и также свидетельствует о глубоко национальном характере всего ансамбля в целом.

Ориентация на средневековую архитектуру еще более ярко отразилась в поздней работе Вэнбру — ансамбле в Ситон Делавел (1718-1729). Дом, напоминающий крепость, фланкирован многоугольными в плане башнями, а рустованный главный фасад обрамляют дорические колонны. Окна, трактованные в палладианском духе, составляют разительный контраст с суровой архитектурой.