ДОХОДНЫЙ ДОМ А. Л. САГАЛОВА

СЕМИЭТАЖНЫЙ угловой дом врача, директора частного родильного дома А. Л. Сагалова построен по проекту видного зодчего Александра Лишневского при участии его постоянного сотрудника архитектора А. Л. Берлина и гражданского инженера Н. Н. Аистова220. Это один из самых поздних памятников петербургского модерна. Строго функциональная композиция отличается жесткой геометрией объемов и плоскостей. Диктату прямого угла подчинены и общая структура семиэтажного блока, и ее элементы. Лишь большие полуциркульные окна, цилиндрические эркеры и скругленный угол здания смягчают риторическую прямолинейность форм, но и они имеют геометрически четкие очертания.

На асимметричном фасаде по Литовскому проспекту выделена гигантским обрамлением с аттиком лестничная клетка. В Петербурге — в отличие от Москвы — лестницы редко проецировались на внешнюю сторону здания, как правило, они ориентированы во дворы. Правда, Лишневский уже выводил лестничную клетку на фасад — в доме Э. Л. Петерсона на том же проспекте, 125/2 (1906). В его композиции он обыграл типичные для «северного» модерна сочетания балконов, эркеров и щипцов, выступающих и западающих частей. Протяженный симметричный фасад дома Сагалова, обращенный в Свечной переулок, 27, пластически разработан пятиэтажными эркерами и вертикальными рядами лоджий. Над зданием вздымается пирамидальная крыша, а изначально из нее вырастала башня круглого сечения, рассчитанная на восприятие издали, в перспективе проспекта.

Декор фасадов, покрытых цементной штукатуркой, сведен к минимуму. Тем значительнее роль рельефов, завершающих лопатки лестничной клетки. Склоненные мужские фигуры обобщенно стилизованы и уверенно вкомпонованы в квадратные «капители». Лопатки-пилоны нижних этажей оштукатурены под каменную щепу. На них насажены нарочито архаичные мужские и женские маски. Грубоватая моделировка изображений по-своему выразительна, а их волосы и бороды закручиваются наподобие волют. Из стены (со стороны переулка) высовываются львиные морды.

Лишневский не раз обращался к «северному» модерну. Дом Сагалова — наглядная иллюстрация финских влияний в петербургской архитектуре. У него есть совершенно конкретный прототип — дом Пие- тинена в Выборге, на вокзальной площади, сооруженный в 1908 г. архитекторами Б. Юнгом и О. Бомансоном. Фасады его спроектировал знаменитый Армас Линдгрен. От выборгского образца Лишневский позаимствовал и композиционные приемы, и многие детали. Это — решение верхней части угла здания с висячими парными лопатками и тройными щелевидными окнами, кубовидная надстройка, полуциркульные проемы в «перспективных» обрамлениях, тяги с зубчиками, округлые эркеры с колонками наверху (только у Лишневского они увеличены до пяти этажей). Наконец, это характерные лопатки нижних этажей, завершенные масками, и горельефные морды львиц над въездом во двор.

Сооружение Лишневского откровенно подражательно, это набор слегка перефразированных цитат, взятых из одного источника. Но в целом оно не повторяет прототип. Дому Сагалова свойственна несомненная цельность. В нем отчетливо выражена устремления зрелого модерна к строгой целесообразности, лаконизму и простоте, геометризации форм.