ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

22

Деревянная архитектура Дальнего Востока имеет свой хорошо узнаваемый облик. Ее отличительная особенность — полное отсутствие крестообразных раскосов. Хотя конструкции в виде ферм там известны, ими намеренно пренебрегают, предпочитая каркасные системы сложной формы, которые появились в Китае, но быстро распространились в Корее и Японии. Главная задача этих систем — держать огромную крышу, в этом случае легкие стены не являются несущими. Крыша поддерживается конструкцией со сложным переплетением деталей, соединенных способом «шип в гнездо» и образующим кронштейны, которые выступают, как канделябры, и несут набор горизонтальных балок. Каждую из таких консольных конструкций устанавливают на отдельной колонне, и поэтому тяжелая крыша не рушится даже при частых землетрясениях. Одно уже то, что сохранилось множество исторических деревянных сооружений, говорит

о высокой надежности конструкций с кронштейнами и соединениями «шип в гнездо». Использование горизонтальных балок (обрешетки) позволяло строителям делать крыши разного профиля, в том числе красиво изогнутые.

Буддизм тоже оказал свое влияние на архитектурные стили стран Дальнего Востока, хотя взаимное проникновение культур имело место в основном между Китаем, Кореей и Японией, которые предпочитали изоляцию от остального мира. Только в XVIII в. архитектура Дальнего Востока стала известна в Европе.

История оказалась особенно жестока к корейской архитектуре, и очень большое число памятников здесь пришлось восстанавливать. Это стало причиной того, что на страницах этой книги представлены сооружения, расположенные только в Китае и Японии, хотя корейцы оставили глубокий след в японском зодчестве.

В Китае растительность сосредоточена в восточной части страны, тогда как центральные области представляют собой пустыни. На востоке сохранилась сплошная полоса лесов всех климатических зон — от джунглей на юге до тайги на границе с Россией. Можно выделить несколько типов лесных массивов: вечнозеленые широколиственные леса, смешанные влажные леса, леса с опадающей в холодное время года листвой и, наконец, хвойные таежные леса. Китай уже в древние вре

мена существовал как единое государство, поэтому в распоряжении императоров были самые разнообразные стройматериалы. К сожалению, многие здания были перестроены в недалеком прошлом. Только в Японии сохранились примеры деревянного зодчества разных исторических эпох. Здесь практически все здания имеют деревянный каркас и несущую конструкцию крыш на кронштейнах, обеспечивающую высокую прочность и отменную гибкость. Благодаря этому мно-

гие сооружения, некоторые из которых относятся к VII в. п. э., сумели пережить многочисленные землетрясения. По историческим памятникам Японии можно проследить и развитие деревянного зодчества в Корее и Китае, где многие старинные сооружения погибли.

Японский опыт деревянного строительства обнаруживает и склонность жителей к философии, и внимание к практическим нуждам. Японская религия синтоизм исповедует веру в духов, населяю-

щих и неживую природу — дождь, ветер, солнце и луну, а также горы и леса. Без разрешения и содействия этих духов вся жизнь людей окажется под угрозой: хлеб не будет расти, женщины не смогут зачать.

У деревьев, как и у других организмов, тоже есть душа, и плотник, срубая дерево, принимает на себя моральную ответственность, поскольку дух дерева остается в бревне. И сейчас плотники, перед тем как свалить дерево, молятся о сохранении его ду-

ши. Груз ответственности ведет еще и к тому, что возведение деревянных строений в Японии становится особым образом жизни. На высокий статус плотников указывает японское слово «дайку», что в переводе означает «великий строитель» или «великий мастер».

На Японских островах климат мягкий и влажный, а гористый рельеф создает идеальные условия для жизни хвойных пород деревьев — кедра, сосны, кипариса. Здесь также хорошо растут дуб и орех. Наиболее высоко ценится древесина хи- ноки (японского кипариса). Это хвойное дерево поднимается до 40 м, а его ствол прям и строен. Древесина прочна и очень упруга. Этот материал широко применялся с VI по XIII столетия, после чего его запасы истощились. Впоследствии вместо японского кипариса строители начали использо

вать красную сосну, более дешевую черную сосну и ореховое дерево.

Несмотря на благоприятный климат, японская архитектура не совсем ему соответствует. Скорее, деревянное зодчество возникло и развивалось под влиянием буддизма, попавшего в Японию из Индии через Китай и Корею. Поэтому в архитектуре проявляются черты, характерные для сооружений субтропиков.

В Японии архитектура всегда была связана с политикой. Императоры, которые основали Пару,

а позже Киото, именовались «микадо», дословно «величественные врата». В храмовых комплексах учение Будды использовалось, чтобы подчеркнуть величие императора по сравнению с китайскими правителями. В свою очередь, первые монастыри, например Тодайдзи в Наре, представляли собой величественные сооружения. Когда светские власти решили, что влияние монахов непомерно возросло, столицу в 749 г. н. э. перенесли в Хэйан (ныне Киото), и монастыри стали походить скорее на жилые дома, нежели на императорские дворцы.

Новые веяния проявились в облике центральных храмовых комплексов Тодзи и Нисихонгандзи. Когда власть перешла к сёгунам, называемым также «кенмонами», или «вратами власти», строились замки и дворцы, в архитектуре которых сказались изменения политического устройства. Однако относительная политическая стабильность Японии позволила выжить историческим сооружениям, возведенным во времена, от которых во всем остальном мире не сохранилось ни одного деревянного памятника.

ПРЕФЕКТУРА НАРА