Барочная скульптура в Германии и Австрии с конца XVI до середины XVII века

2

После периода протестантского иконоборчества, которое вскоре было вытеснено в пределы Священной Римской империи под воздействием движения Контрреформации, в конце XVI и XVII веках на юге Германии появились центры развития искусства. В основном это было вызвано потребностью в создании крупномасштабных скульптурных ансамблей. Голландские мастера, одновременно выступавшие и как и как скульпторы, старались органично объединить эти две области, что отчасти было связано с их обучением в Италии.

Амстердамский скульптор Губерт Герхард (около 1550-1622/23), например, работал во флорентийской мастерской Джамболоньи, пока его не вызвал на юг Германии богатый торговец и владелец банка Ганс Фуггер для работы над оформлением своего загородного дома в Кирхгейме. Фонтан этого дома является, пожалуй, пер-

Барочная скульптура в Германии и Австрии с конца XVI до середины XVII века

вым монументальным сооружением флорентийского типа к северу от Альп. Герхарду также заказали построить фонтан в честь императора Августа, легендарного основателя Аугсбурга (см. справа), в ознаменование 1600-й годовщины существования города в 1589 году. Четыре речных божества, расположившиеся по краям фонтана, символизируют четыре реки, протекающие в Аугсбурге, а также их роль в торговле. Бронзовая фигура архангела Михаила, повергающего дракона (см. справа), встроена в церкви св. Михаила в Мюнхене, построенной в 1538-1590 годах архитектором Фридрихом Шустрисом по заказу ордена иезуитов. Статуя представляет собой аллегорию торжества над "лютеранской ересью".

Ганс Крумпер из Вайльхайма (1570-1634) работал в тесном сотрудничестве со своими учителями Герхардом и Шустрисом. По окончании обучения в 1590 году Крумпер вначале отправился в Италию, а через два года женился на дочери Шустриса. В 1594 году он был приглашен в качестве придворного скульптора ко двору Вильгельма V. Вероятно, не без влияния обширных связей своего тестя в 1599 году он был также назначен и придворным архитектором. Будучи архитектором и скульптором, Крумпер объединил два этих искусства при возведении и перестройке масштабного парадного дворца курфюрста, украсив его аллегориями доблестей кардинала и фигурой покровителя Баварии в центре фасада (см. справа). Божья Матерь представлена как царица небесная, увенчанная короной и держащая в левой руке скипетр. Ее правая нога покоится на полумесяце, а правая рука поддерживает младенца с державой. Задуманная Крумпером в 1611 году, исполненная в 1614 году и отлитая в бронзе еще через год Бартоломеем Венглейном, фигура символизирует официальный статус резиденции (и следовательно, всего правления Максимилиана I), объединяя элементы благочестия и репрезентативности с религиозным настроением Контрреформации. Фигуры князей надгробного памятника Людвига Баварского (см. слева), выполненные по моделям Крумпера, первоначально предназначались для мемориального сооружения Вильгельма V. Они были отлиты Дионисом Фреем и представляют собой великолепные образцы искусства бронзового литья Мюнхена.

Адриен де Вриез (около 1545-1626) был еще одним фламандцем, вышедшим из флорентийской мастерской Джамболоньи. Приобретя здесь формальные навыки мастерства, он в 1588 году отправился в Савойское герцогство, где стал придворным скульптором. В период между 1596 и 1602 годами мастер соорудил два больших фонтана в Аугсбурге — еще одно выражение имперских амбиций властителей. Это были фонтан Меркурия и фонтан Геркулеса (см. справа); бронзовые скульптуры в этих композициях выполнил Вольфганг Нейдхарт Младший.

Среди наиболее впечатляющих произведений Адриена де Вриеза можно назвать "Христа скорбящего" (см. с. 324, внизу), выполненного по заказу герцога Карла фон Лихтенштейна, после того как художник стал ведущим скульптором при дворе Рудольфа II в Праге. Типологию "Скорбящего", одиноко сидящего на виа Долороза,

Губерт Герхард

Архангел Михаил, 1588

Бронза, больше натуральной величины,

западный фасад церкви св. Михаила, Мюнхен

Ганс Крумпер

Святой покровитель Баварии, 1615 (?)

Бронза, высота ок. 300 см

Фасад дворца курфюрста, Мюнхен

Губерт Герхард

Фонтан Августа, 1589-1594 Фрагмент бронзовых фигур, Аугсбург

Адриен де Вриез

Фонтан Геркулеса, 1596-1602 Бронзовые фигуры, Аугсбург

Барочная скульптура в Германии и Австрии с конца XVI до середины XVII века

Ганс Райхле

Архангел Михаил, 1603-1606 Бронза, больше натуральной величины. Фасад Арсенала, Аугсбург

Адриен де Вриз

Христос скорбящий, 1607

Бронза, высота 149 см. Собрание герцогов

Лихтенштейна, Вадуц

оставляя место для помещенных по сторонам путти; в действительности весь фасад служит сценой для изображаемого события. Мастерство Райхле еще более заметно в бронзовых фигурах композиции распятия в алтаре церкви свв. Ульриха и Афра (см. справа и с. 327, вверху слева). Множество жестикулирующих фигур населяет обширное пространство средокрестия храма. Скульптурная группа, которую составляют Христос на кресте, скорбящая Дева и стоящие по бокам Мария Магдалина и Иоанн Креститель могли быть отлиты аугсбургским мастером Вольфгангом Нейдхартом Младшим из старинного семейства литейщиков.

В наполненном светом интерьере позднеготической церкви свв. Ульриха и Афры помещаются три многоуровневых алтаря, скульптуры которых вырезаны из дерева (см. справа) вайльхайм- ским мастером Гансом Деглером (1564-1634/35); их формы перекликаются с ныне утраченными скульптурами доминиканской церкви Аугсбурга, которая была построена в 1518 году уже в ренессансном стиле. На возвышении протянувшегося на всю ширину нефа алтаря находится выделенное место для святых даров. Над ним поднимается массивная центральная секция в виде классической триумфальной арки. Это композиционное ядро ансамбля; по бокам в сквозных меньших арках помещаются святые — свидетели события.

можно было видеть еще в первом листе серии "Большие страсти" (1511) Альбрехта Дюрера (1471—1528). Тем не менее эта композиция не служит прямым переложением образа Христа, заимствованного из гравюры по дереву, в объемную бронзовую скульптуру. В то время как Дюрер хотел выразить идею страдания и передать ее в образе Христа с ранами от тернового венца, Адриен де Вриез показывает сиюминутное страдание человека, сидящего в конце виа Долоро- за, которое соотносится с требованиями, принятыми в рамках Контрреформации. Выражение страдания на лике Христа входит в противоречие с его атлетическим телом, напоминающим формы Аполлона Бельведерского, что говорит о принадлежности произведения периоду перехода от маньеризма к барокко.

Вскоре после Адриена де Вриеза в Аугсбурге обосновался Ганс Райхле из Шонгау (около 1570-1624), создавший целый ряд выдающихся бронзовых скульптур. Будучи также учеником Джамболоньи, который, судя по сохранившимся документам, работал в его мастерской во Флоренции с 1588 года, он прибыл в Аугсбург в 1602 году, а в следующем году начал работать над статуей архангела Михаила для Арсенала (см. вверху), закончив это произведение к 1606 году. Превышавшая размерами человеческий рост, фигура архангела стоит с разящим мечом (утерян), поднятым над телом простертого Люцифера, ужас которого отражается в отвратительной натуралистической гримасе. Отчетливо перекликаясь с композицией, выполненной на тот же сюжет фламандским скульптором Губертом Герхардом, скульптурная группа Райхле, тем не менее, занимает гораздо больше пространства, выступая за пределы ниши,

Барочная скульптура в Германии и Австрии с конца XVI до середины XVII века
Барочная скульптура в Германии и Австрии с конца XVI до середины XVII века

Хор с композицией Распятия работы Ганса Райхле 1605. Алтари работы Ганса Деглера, 1604-1607 Монастырская святых Ульриха и Афры Аугсбург

Барочная скульптура в Германии и Австрии с конца XVI до середины XVII века
Барочная скульптура в Германии и Австрии с конца XVI до середины XVII века
Барочная скульптура в Германии и Австрии с конца XVI до середины XVII века
Барочная скульптура в Германии и Австрии с конца XVI до середины XVII века

Ганс Райхле

Богоматерь скорбящая (фигура из композиции Распятия), 1605. Бронза, высота 190 см. Церковь святых Ульриха и Афры Аугсбург

Йорг Цюрн

Богородицы, 1613-1616. Липовое дерево, не окрашен. Церковь св. Николая, Юберлинген

Барочная скульптура в Германии и Австрии с конца XVI до середины XVII века

Экберт Вольф Младший

Алтарный престол (слева) Фигура ангела с факелом 1601-1604 (вверху). Дерево, позолота. Дворцовая церковь Бюкебург

Се Человек, около 1630-1631 Липа, роспись, высота 175 см Хоры кафедрального собора Аугсбург

 Иоганн Юнкер

Алтарь Страстей, около 1610 Черный и белый мрамор, алебастр Дворцовая церковь, Ашаффенбург

Барочная скульптура в Германии и Австрии с конца XVI до середины XVII века

Над прерывистым фронтоном верхней части поднимается еще одна система ниш, которая в свою очередь поддерживает находящуюся над ней конструкцию. Подчеркивая духовные идеи Контрреформации, основные темы этого алтаря, особенно главные праздники христианского года — Рождество, Пасха и Пятидесятница, представлены в композиционно выделенных арках.

В других частях Германии первые большие алтари были выполнены еще до Тридцатилетней войны; их можно считать потомками алтаря Ганса Деглера в Аугсбурге. Великолепный алтарь Богородицы в церкви св. Николая в Юберлингене (см. с. 326) был создан учеником Деглера, резчиком по дереву Йоргом Дёрном из Вальдзее (около 1583-1635) в период между 1609 и 1613 годами. Над фигурами, составляющими сцену Благовещения, открывается центральная арка с изображением сцены поклонения пастухов. Над ними изображено коронование Девы, а еще выше видна статуя святого покровителя. Несмотря на огромные размеры и все еще заметное влияние черт позднеготических алтарей, этот огромный скульптурный ансамбль содержит новые световые решения и образует напоминающее сцену объемное, насыщенное действием пространство, в котором скульптуры будто вступают друг с другом в общение. Неокрашенные деревянные фигуры продолжают немецкую традицию резьбы по дереву. Это произведение представляет собой переходный этап от алтарей поздней готики к высокому барокко. Напротив, алтарь, созданный около 1610 года для дворцовой церкви в Ашаффенбурге ведущим скульптором Франконии начала XVII века Иоганном Юнкером (около 1582 — после 1623), несет черты сильного влияния позднеренессансных форм. Материалом здесь послужил красный и черный мрамор; множество алебастровых фигур, заполняющих ячейки конструкции, указывают на характерную для маньеризма "боязнь пустоты".